Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
ОБЖ в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основной целью курса является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
- развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение. 2015
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося сформируется:
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- оценки жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснения с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях .
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- моделировать
- подводить под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
- проводить анализ и интерпретация информации;
- применять и представлять информацию;
-оценивать получаемую информацию;
- осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
В области коммуникативных УУД
Обучающийся научится:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- выполнять работу по цепочке;
- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
-в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
В области регулятивных УУД
Обучающийся научится:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
-контролю и самоконтролю учебных действий;
-самоконтролю процесса и результатов деятельности.
(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- устанавливать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;
- соблюдать меры безопасности движения пешеходов;
- правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте;
- правильно действовать в случае пожара в доме;
- эвакуироваться из горящего здания;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);
-основным правилам безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- соблюдать меры безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
- правилам вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
Обучающийся получит возможность научиться:
- организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава);
- завязыванию одного – двух видов узлов;
- разведению и гашению костра;
- ориентированию по местности;
- действиям в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоёма;
- действиям в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
- оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами
Содержание учебного предмета
I. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
Наводнения,. Какими бывают наводнения. Мероприятия по защите от наводнений.
. Человек часть природы.
П. Отчего зависит наше здоровье
Отчего зависит наше здоровье. Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг: нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Ка путешествуют болезни . Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая медицинская помощь.
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
Ш. Природное окружение и его опасности
Чем опасны водоёмы зимой. Как вести себя на реке зимой.
Меры предосторожности при движении по льду водоёмов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма. Как ориентироваться в лесу. Опасные ситуации в природе: дождь, снегопад, гроза и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Скоро лето
Тематическое планирование: ( 34 ч)
|