Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа курса «Умники и умницы», создана на основе развивающего учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Программа «Умники и умницы» рассчитана на четыре года обучения, в четвёртом классе 34 занятия (1 часа в неделю).
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это значит, что возникает интерес к учёбе.
- Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных . предметных результатов освоения курса , заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты:
У выпускника сформируется:
- (этические нормы) умение высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- познавательный интерес, учебная мотивация.
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- стремление преодолевать возникающие затруднения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
Выпускник получит возможность научиться:
Регулятивные УУД:
- учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
Выпускник получит возможность научиться:
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
II. Содержание учебного предмета
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
- Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема про извольного внимания детей.
- Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
В четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
- Тренировка зрительной памяти..
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
- Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
- Совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек);
на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
- Развитие логического мышления.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
- Тренировка внимания.
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей.
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
III. Тематическое планирование ( 34ч)
|