Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель курса «Земля – наш дом» : формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Содержание курса «Земля – наш дом» выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы»
2-й год обучения – «Экология моего дома»
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
4-й год обучения - «Познавательная экология»
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося сформируется:
- ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Интеллектуальных и творческих способностей , дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты
В области познавательных УУД
Обучающийся научится:
- осваивать элементарные приёмы исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста
- формулировать с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- контролю и оценке процесса и результатов деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- работе с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимать информацию, представленную в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др
- структурировать знания;
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
В области коммуникативных УУД
Обучающийся научится:
- вести диалог и участвовать в дискуссии, а также участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
- Слушать и понимать речь других.
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
В области регулятивных УУД:
Обучающийся научится:
- овладевать элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,
- оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
Содержание учебного предмета
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»
«ВВЕДЕНИЕ»
Что такое экология?
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ»
Мой дом
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Дом, где мы живем
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Практическое занятие «Деревья твоего двора»
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Птицы нашего двора
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ»
. Моя семья
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Соседи-жильцы
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Мой класс
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
Дом моей мечты
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Рассказы, стихи о семье
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Комнатные растения в квартире, в классе
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА»
Гигиена класса
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными
Практическое занятие «Гигиена класса»
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены
. Бытовые приборы в квартире
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации
Школьная кухня
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов
Наша одежда и обувь
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.
Русская народная одежда
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой
Практическое занятие «Русская национальная одежда»
Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Вода в моем доме и в природе
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Стихи, рассказы о воде в природе
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана
Вода в жизни растений и животных.
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.»
Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Солнце, Луна, звезды – источники света
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
Влияние тепла и света на комнатные растения
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.
. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ»
Воздух и здоровье человека
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Практическое занятие «Уборка в классе»
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
Тематическое планирование ( 34ч)
|